Блог будет интересен

Блог будет интересен тем, кто готов изменить свою жизнь к лучшему, кто хочет научиться чему-то новому и полезному, получить практические знания.

пятница, 1 октября 2010 г.

Медитация


                                                              

                                          ПОМОГИ СЕБЕ CAM                    

                  Вы слышали, что медитация встречается в различных культурах и применялась во все времена. Соответственно различному культурному происхождению соответствует и множество ее способов. Можно было бы предположить, что существует столько способов, сколько медитирующих людей, так как медитация — это нечто очень личностное. Тем не менее, многие ее формы имеют схожие признаки. Например, они роднятся в том, как ими овладевают, или содержанием медитирования, или у них общее конечное состояние, которого стремятся достичь при помощи той или иной техники. Чтобы упорядочить это многообразие, ученые, прежде всего психологи, предложили систему, при помощи которой можно точнее и общедоступнее описать различные способы медитации.

  Многообразие методов медитации

         Исследования медитации различны: содержательная, трансцендентальная, концентрирующая, раскрывающая, пассивная, активная.

 Содержательная медитация

         Каждый обладает опытом содержательной медитации. Это случается чаще всего на природе. Вы лежали где-нибудь и смотрели на небо, провожая глазами облака. Суматоха мыслей улеглась совсем незаметно, вас захватила необъятность неба, белизна облаков, их медленное, но неостановимое движение. И вдруг вы заметили, что успокоились, и ощутили чувство умиротворения, почувствовали тесную связь со всем и со всеми. И испугались, когда взглянули на часы, что не заметили, как прошло уже больше получаса. Вы медитировали! И содержанием вашей медитации было природное явление.

         Многие люди, глядя на воду, огонь, горы или другие элементарные предметы, погружаются в природную медитацию. Преподаватели медитации использовали данное состояние и развили на этой основе формы содержательной медитации. Какой-либо предмет или природное явление используется в качестве отправной точки для путешествия во внутреннюю сосредоточенность. Медитирующий постигает глубину определенного предмета и погружается в основополагающие взаимосвязи природы и человека.
         В качестве средства содержательной медитации могут быть использованы и изображения, рисунки или фотографии. В этом случае все внимание сосредоточивается на них. Человек раскрывается, принимает "послание" изображения, постигает его глубокий смысл. Сюда относится и тибетская Мандала-медитация. Медитация посредством изображения развивает способность к наблюдению, помогает охватить глубинные измерения наблюдаемого. Она позволяет также лучше справляться с ежедневным стремительным потоком образов и оптических впечатлений, обучая более целостной обработке изобразительной информации. Другие исходные предметы содержательной медитации — предметы-символы: такие символические изображения, например, как колесо, якорь или дорога. Они могут стать для медитирующего "зеркалом Вселенной", помочь познать жизненные принципы, которые обогащают действия.
         Медитируют также при помощи специальных текстов, стихов, притчей и метафор из священных рукописей. Их созерцание может спонтанно открыть доступ к "внутренней размерности" действительности. В различных религиях пользуются прежде всего именно этим способом медитации. Богатые традиции содержательной, опирающейся на Библию медитации, которые живы еще и сейчас, были развиты в орденских объединениях христианства.
         Медитативные опыты, стимулируемые новыми гуманистическими формами психотерапии, занимают все больше места в межчеловеческом общении — "медитации к другому". Медитация ближнего начинается с размышлений о другом или с ощущений другого, если он сидит напротив. Воспоминания об опыте контактов с ним появляются в сознании, воспринимаются по-новому, все яснее и яснее, до тех пор пока не станет понятной сущность противосидящего. Медленно открываются "тайна" другого человека, его особенности, но в конце концов может установиться неизвестное до сих пор понимание, стойкая доброжелательность, симпатия и уважение. Неприязнь, обиды, все негативное теряют в такой медитации свое значение. Решающим образом меняется отношение к этому человеку, оно позволяет по-новому воспринять его и поддержать.

         Еще один вид содержательной медитации, которая, вероятно, знакома вам по личному опыту, — музыкальная медитация. Когда вы сосредоточенно слушаете музыку, в вашем сознании начинают возникать всякие картины и вы открываете новый мир звуков неожиданной красоты. Композиторы имеют особую способность вдохновляться при помощи "внутреннего слышания" при создании нового произведения. К музыкальной медитации надо относиться так же, как к медитации при помощи изображения. Только она обостряет слух, а не зрение. Это важно и в обыденной жизни, когда многое ускользает из-за того, что вы не научились правильно слушать. При помощи музыкальной медитации приобретается такая способность слушать, что ситуация схватывается только по восприятию шумов и звуков.

Глубокая медитация 

     В основе глубокой медитации лежат простые формулы или мантры (комбинации звуков, имеющие или не имеющие значения), которые в процессе естественного успокоения психики постепенно гаснут, пока наконец не воцарится полное душевное успокоение и медитирующий не погрузится в себя. Это позволяет расширить границы сознания. Тело при глубокой медитации быстро приходит в состояние покоя. Это состояние аналогично погружению в глубины океана или вхождению в собственное бытие.

       Глубокая медитация отличается от содержательной тем, что ее конечное состояние не имеет объекта. Человек не пытается ничего охватить, ни во что проникнуть, достичь состояния возбуждения. Он высвобождается и погружается в себя, в "первопричину" жизни.
      Глубокой медитацией является, например, шикантаза, бессодержательная сидячая медитация в буддистских традициях, которая тренирует восприятие как таковое, т. е. чистое восприятие. К этому виду относится и техника трансцендентальной медитации.
      В отличие от методов содержательной медитации техника глубокой медитации и ее воздействие обстоятельно исследованы учеными. Опираясь на сегодняшний опыт, ее можно считать простым методом. 
Концентрирующая медитация
       Концентрация — это фокусировка и частично фиксация внимания на каком-либо внутреннем или внешнем объекте, например на монотонных звуках, словах, молитвах, дыхании, биении сердца или геометрических символах. Концентрация различается в зависимости от сосредоточения внимания на физическом или духовном объекте. В начальных упражнениях дзэн-медитации, например, ученику приказывают считать вдохи и выдохи от одного до десяти, а потом сначала. Если он собьется со счета, а у начинающего это случается часто, то его заставляют начинать снова с единицы. Таким образом счет связывают с дыханием. Вдох приходится на нечетные числа, а выдох — на четные. Эта двойная концентрация на счете и дыхании, с одной стороны, помогает ограничить возникновение отвлекающих мыслей, а с другой — не мешает погрузиться на более глубокие уровни сознания, так как не является слишком сложным действием. Одновременно блокируются и возможные помехи из внешней среды.
        Концентрирующая медитация освобождает сознание от зависимости от мыслей и мечтаний, человек выпадает на какое-то время из повседневной жизни, наступает физическое и психическое успокоение. Обычное, активное, направленное наружу состояние сознания переходит в более пассивное, ориентированное вовнутрь. Но концентрирующая медитация быстро утомляет, так как противодействует естественным тенденциям сознания к мечтаниям и рассеянности.
 Раскрывающая медитация.
        Эта форма медитации в большей степени, чем концентрирующая, связана с повседневной активной деятельностью.
        Пример этому — буддистская медитация внимания. Она требует от медитирующего сознательного отношения ко всякой деятельности, т. е. необходимо сформировать сознание, относящееся к данному моменту, к данной реальности. Сознание, таким образом, раскрывается во время действия. Трудно представить себе такую деятельность, которая расширила бы собственное сознание. Медитирующий должен только следить за ходом собственного действия.
      Один буддистский ученый описывает этот вид медитации следующим образом: "Вы сознательно и внимательно следите за всем, что делаете или говорите в течение дня во время работы, в вашей личной, общественной или профессиональной жизни. Идете ли вы, стоите, сидите, лежите или засыпаете, осматриваетесь ли вокруг или одеваетесь, пьете ли или едите, говорите ли или молчите и т. д. — во время всех этих и других действий вы должны с полным сознанием следить за тем, что вы в данный момент делаете. Это означает, что в данный момент вы полностью захвачены тем или иным действием. Но это не значит, что вы совершенно не должны думать о прошлом и будущем. Напротив, вы думаете об этом, но сообразно данному моменту, данному действию".
 Пассивная медитация .
        Большинство форм медитации являются пассивными, так как их цель — достичь состояния погруженности без какой-либо умственной или эмоциональной активности. Примерами такого пассивного метода самопогружения являются в первую очередь медитационные формы в традициях индийской йоги. Особо следует упомянуть трансцендентальную медитацию.
 Активная медитация.
         В высших упражнениях дзэн-буддизма, в различных практиках йоги, в ритуалах танцевальных традиций суфи встречаются медитационные формы, требующие активного внимания. Их применение может довести человека до экстаза. Основу этого метода составляют определенные позы, движения тела, танцевальные формы. Состояние экстаза при активной медитации достигается целенаправленным повышением возбуждения. При этом экстаз — это выражение сверхчистого возбуждения, которое не может сохраняться долго и заканчивается, как правило, изнеможением.
       Вышеприведенные признаки различных форм медитации не исключают, а, напротив, очень часто дополняют друг друга.

Ф.Т. Готвальд В. Ховальд.



Комментариев нет:

Отправить комментарий